Адаптивные стратегии обучения в инженерной графике с использованием визуализации и нейросетевых технологий
Просмотры: 256 / Загрузок PDF: 95
Ключевые слова:
адаптивный учебно-методический комплекс, инженерная графика, начертательная геометрия, визуализация учебного контента, когнитивное обучение, индивидуализация обучения, цифровая педагогика, автоматизация образовательных процессов.Аннотация
Современные тенденции в техническом образовании требуют пересмотра подходов к методическому обеспечению графической подготовки будущих инженеров. В условиях стремительного развития цифровых технологий и роста когнитивной нагрузки на студентов традиционные формы учебно-методических материалов, основанные преимущественно на печатных пособиях и статических анимациях, теряют свою эффективность. В статье рассматривается новая концепция проектирования УМК, основанная на когнитивно-ориентированном и адаптивном подходах. В отличие от классических моделей, акцент делается на персонализацию визуального контента, интеграцию искусственного интеллекта и предоставление интерактивной обратной связи, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и уровня подготовки студентов. Цель исследования – выявить преимущества использования адаптивных цифровых платформ и нейросетевых технологий в процессе графической подготовки студентов инженерных специальностей. В статье описаны этапы разработки учебных материалов с применением edtech-инструментов (Neksbot, Stable Diffusion, GPT), а также проведено сравнительное исследование их эффективности по сравнению с традиционными средствами обучения. Использование методов когнитивной диагностики, анкетирования и анализа учебных достижений позволило получить всестороннюю оценку уровня вовлеченности, мотивации и успешности студентов. Результаты показали, что использование гибко настраиваемых УМК, способных адаптироваться к образовательному профилю и когнитивным предпочтениям студентов, значительно улучшает восприятие материала, развивает пространственное мышление и усиливает навыки самостоятельной работы. Полученные данные указывают на необходимость радикального обновления методического инструментария преподавателей графических дисциплин. Статья представляет интерес для исследователей и педагогов, работающих в сфере цифровой трансформации высшего инженерного образования, а также для разработчиков интеллектуальных обучающих систем.




